(нет товаров) 
0.0 рублей
Войти через Войти Войти Войти или другие
  вход | регистрация | забыли пароль?   

Главная / Электронные торги / Инструкция участникам электронных торгов

Инструкция участника электронных торгов (новая статья))

Контрактная система

Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Требования, содержание и разъяснение

Введение

Планирование госзакупок

Обоснование и нормирование закупок

Общественное обсуждение закупок

Единая информационная система

Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов

Введение

С 1 января 2014 года вступил с силу закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). Часть положений Закона вступила в силу непосредственно 1 января 2014 г., некоторые его положения вступят в силу в более поздние сроки и окончательно Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

Закон полностью заменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

Таким образом, в России создается контрактная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающая в себя участников и осуществляемые ими действия. Закон № 44-ФЗ регулирует госзакупки на всех этапах от планирования и до оценки их эффективности.

Согласно Закону № 44-ФЗ вводятся новые способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Также изменились правила: определения начальной цены, оценки заявок на участие в госзакупках, изменения и расторжения госконтракта, надзора за деятельностью заказчиков и исполнения заключенных контрактов.

Эти новые положения Закона № 44-ФЗ требуют утверждения необходимых подзаконных актов, большую часть утверждаемых Правительством РФ.

Рассмотрим подробнее, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этапы осуществления госзакупок.

Планирование госзакупок

В соответствии с Законом № 44-ФЗ каждая закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. Данные требования вступают в силу с 1 января 2015 г.

План содержит: цели, наименование, описание, объем закупаемых объектов, сроки, объемы финансового обеспечения, и некоторые другие сведения.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики, являющиеся- основанием для осуществления закупок. Закупка осуществляется, только если она включена в план-график. Это требование вступает в силу с 1 января 2016 г.

Планы-графики по каждой закупке должны содержать: следующие сведения:

  • условия контрактов, включая требования к объектам закупок;
  • способ определения поставщиков обоснование его выбора;
  • размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Закон № 44-ФЗ определяет также случаи обязательного изменения плана-графика. Например, когда вносятся коррективы в план закупок.

Обоснование и нормирование закупок

Обоснование закупок

Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков обосновывать каждую закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемых закупок их целям. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Планы закупок должны содержать обоснование того факта, что объект закупки обеспечит достижение целей закупки. План график должен обосновывать начальную цену контракта и способ определения поставщика. Виновные в необоснованной закупке, привлекаются к административной ответственности.

Нормирование закупок

Процесс нормирования представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.

Общественное обсуждение закупок

Правительство РФ в соответствии с Законом № 44-ФЗ установливает случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения. Обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе и заканчиваться за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения такого обсуждения запрещается.

Единая информационная система

Единая информационная система (ЕИС) — это система, содержащая данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. ЕИС, является инструментом сбора и контроля взаимного соответствия сведений в различных документах закупок. В ЕИС включаются документы по планированию и реализации закупок, а также иные сведения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. В ЕИС вносятся все реестры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. Могут создаваться региональные и муниципальные информационные системы (ИС), интегрируемые с ЕИС.

Для подписания электронных документов в ЕИС предусмотрено использование усиленной неквалифицированной электронной подписи. .

Сроки и порядок ввода ЕИС в эксплуатацию устанавливает Правительство РФ. До ввода ЕИС в эксплуатацию информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте zakupki.gov.ru

Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов

Закон № 44-ФЗ устанавливает новые требования для:

  • участников закупок,
  • сообщения сведений о выгодоприобретателях
  • описания объекта закупок,
  • обоснования начальной цены контракта,
  • обеспечения заявки на участие в закупке,
  • обеспечения исполнения контракта,
  • борьбы с демпингом,
  • оценки заявок,
  • способов определения поставщика.

Требования к участникам закупок

Требования, которые Закон № 94-ФЗ предъявляет к участникам торгов, практически в неизменном виде включены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, действие которой распространяется на закупки любым способом.

Изменения касаются лишь следующих требований:

  1. Об отсутствии недоимок, теперь при расчете таких сумм не учитываются следующие суммы:
    • на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит,
    • которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
    • по которым имеется решение суда о признании уплаты этих сумм исполненной;
    • которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством.
  2. Об обязанности заказчика проверять факт отсутствия участника юридического лица, его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа – в реестре недобросовестных поставщиков.
  3. Об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. В соответствии с Законом № 44-ФЗ данное требование устанавливается к участникам закупки в обязательном порядке, а не по усмотрению заказчика, как это ранее было предусмотрено в Законе № 94-ФЗ.

Кроме того, добавлен ряд новых требований:

  1. правомочность участника закупки заключать контракт;
  2. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности, и административного наказания в виде дисквалификации.

Если заказчик обнаружит, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям - он обязан отказаться от исполнения уже заключенного контракта.

Сообщение сведений о выгодоприобретателях

Участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

  • своих выгодоприобретателей то есть физических лиц, которые напрямую или косвенно владеют более чем 10% голосующих акций либо долей, превышающей 10% в уставном капитале;
  • членов коллегиального исполнительного органа;
  • руководителя учреждения или унитарного предприятия;
  • иных органов управления юридических лиц участников закупки.

Данная обязанность участника закупки должна быть прописана в заключаемом контракте. При ее отсутствии суд может признать контракт недействительным. Информация о выгодоприобретателях должна представляться участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должно быть предусмотрено условие, об ответственности за не предоставление такой информации в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования от цены контракта. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Описание объектов госзакупок

Законом № 44-ФЗ вводятся единые требования к описанию объекта закупок, в документации о закупке, независимо от способа их осуществления.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. В описание не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования которые влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение допускается только в случае, если нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Введено требование о том, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Начальная (максимальная) цена контракта

Положения о таком обосновании действуют и применительно к цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Заказчики обязаны руководствоваться одним или несколькими из следующих методов обоснования начальной цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен. Остальные могут применяться только в определенных случаях.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную цену контракта на основании информации о рыночных ценах закупаемых идентичных товаров, работ и услуг, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг – их однородных видов.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик должен решать самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Определен только общий подход к тому, какие товары, работы и услуги признаются идентичными, а какие - однородными.

Перечислено также, какую информацию о ценах товаров, работ и услуг заказчик может использовать в целях определения начальной (максимальной) цены контракта. Это может быть информация об исполненных контрактах, либо информация о котировках на электронных площадках, а также данные государственной статистической отчетности.

Обеспечение заявок

Подробно описаны в Законе № 44-ФЗ правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. Соответствующие нормы выделены в отдельную статью 44 Закона № 44-ФЗ. Обратим внимание, что заказчик обязан теперь самостоятельно устанавливать требование к обеспечению заявок.

Размер обеспечения должен составлять от 0,5% до 5% начальной цены контракта, а при проведении аукциона с начальной ценой контракта не выше 3 млн руб. - 1%.

Допускаются два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это будет предусмотрено конкурсной документацией, участники процедур закупок смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий.

Также установлены требования к содержанию банковской гарантии и условия ее приема заказчиком в качестве обеспечения.

Если до дня рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации, не поступили денежные средства, являющиеся обеспечением заявки, то участник конкурса или аукциона признается не представившим обеспечение заявкиПри проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на счет оператора электронной площадки.

Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки . Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, протокола закрытого аукциона. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после заключения контракта;
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отмена определения поставщика;
  • отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в процедуре определения после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ заказчика от заключения контракта с победителем.

Предусмотрено также несколько оснований невозврата заказчиком обеспечения заявок Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются (при проведении электронного аукциона - перечисляются на указанный заказчиком счет), либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
  • не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
  • изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Обеспечение исполнения контракта

Вводится обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых с единственным поставщиком: для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Также определено, что положения об обеспечении исполнения контакта не применяются, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное.

Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Законом № 44-ФЗ установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5% до 30%от начальной цены контракта, если она равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10% до 30% процентов от начальной цены контракта, если она превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса.

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика, который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик может изменить и способ обеспечения исполнения контракта.

Борьба с демпингом

При проведении конкурса и аукциона предусматривается повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25% и более. В этом случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом.

Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн руб., на 25% и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).

Оценка заявок

Изменены критерии, по которым оцениваются заявки участников процедур закупок.

При проведении конкурса помимо цены контракта заказчик должен использовать еще хотя бы один из перечисленных ниже критериев:

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  • квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Такие критерии оценки, как срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в отличие от Закона № 94-ФЗ не рассматриваются.

В отношении цены контракта установлено, что значимость этого критерия не должна быть ниже значимости критерия расходов на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ. Если же государством установлены фиксированные цены на товары, работы, услуги, то заказчик вправе не использовать такие критерии.

Случаи применения иных критериев оценки заявок

Установлено два случая, когда заказчик вправе оценивать заявки по иным критериям:

  1. если проводится запрос предложений;
  2. если целью является заключение контракта, предусматривающего закупку товара или работы, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). В этом случае вместо перечисленных выше критериев, возможно установление одного критерия - стоимости жизненного цикла товара или созданного объекта.

Способы определения поставщика

Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы определения поставщиков :

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • закупка у единственного поставщика.

Как можно видеть новыми способами определения поставщиков, введенными Законом № 44-ФЗ, являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс.

Аукцион, согласно Закону № 44-ФЗ, может проходить либо в виде электронного аукциона, либо в форме закрытого аукциона. Обратим внимание, что открытый аукцион может быть проведен только в виде электронного аукциона. Проведение открытых аукционов не в электронной форме исключено.

Статья подготовлена с использованием системы КонсультантПлюс

Детально познакомиться с изменениями в системе госзакупок, а также поучаствовать в тестовом аукционе в соответствии с требованиями 44-ФЗ и заключить контракт на площадке http://RTS-tender.ru Вы сможете посетив наш семинар http://ca.gisca.ru/torgovie-ploshchadki/prakseminar.html

 

Электронные торги
Документооборот
Отчетность
Росалкогольрегулирование декларирование

LiveZilla Live Help