(нет товаров) 
0.0 рублей
Войти через Войти Войти Войти или другие
  вход | регистрация | забыли пароль?   

Главная / Электронные торги / Инструкция участникам электронных торгов

Инструкция участникам электронных торгов

Контрактная система

Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Требования, содержание и разъяснение

Введение

Планирование госзакупок

Обоснование и нормирование закупок

Общественное обсуждение закупок

Единая информационная система

Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов

Введение

С 1 января 2014 года вступил с силу закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). Часть положений Закона вступила в силу непосредственно 1 января 2014 г., некоторые его положения вступят в силу в более поздние сроки и окончательно Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

Закон полностью заменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

Таким образом, в России создается контрактная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающая в себя участников и осуществляемые ими действия. Закон № 44-ФЗ регулирует госзакупки на всех этапах от планирования и до оценки их эффективности.

Согласно Закону № 44-ФЗ вводятся новые способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Также изменились правила: определения начальной цены, оценки заявок на участие в госзакупках, изменения и расторжения госконтракта, надзора за деятельностью заказчиков и исполнения заключенных контрактов.

Эти новые положения Закона № 44-ФЗ требуют утверждения необходимых подзаконных актов, большую часть утверждаемых Правительством РФ.

Рассмотрим подробнее, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этапы осуществления госзакупок.

Планирование госзакупок

В соответствии с Законом № 44-ФЗ каждая закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. Данные требования вступают в силу с 1 января 2015 г.

План содержит: цели, наименование, описание, объем закупаемых объектов, сроки, объемы финансового обеспечения, и некоторые другие сведения.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики, являющиеся- основанием для осуществления закупок. Закупка осуществляется, только если она включена в план-график. Это требование вступает в силу с 1 января 2016 г.

Планы-графики по каждой закупке должны содержать: следующие сведения:

  • условия контрактов, включая требования к объектам закупок;
  • способ определения поставщиков обоснование его выбора;
  • размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Закон № 44-ФЗ определяет также случаи обязательного изменения плана-графика. Например, когда вносятся коррективы в план закупок.

Обоснование и нормирование закупок

Обоснование закупок

Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков обосновывать каждую закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемых закупок их целям. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Планы закупок должны содержать обоснование того факта, что объект закупки обеспечит достижение целей закупки. План график должен обосновывать начальную цену контракта и способ определения поставщика. Виновные в необоснованной закупке, привлекаются к административной ответственности.

Нормирование закупок

Процесс нормирования представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.

Общественное обсуждение закупок

Правительство РФ в соответствии с Законом № 44-ФЗ установливает случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения. Обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе и заканчиваться за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения такого обсуждения запрещается.

Единая информационная система

Единая информационная система (ЕИС) — это система, содержащая данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. ЕИС, является инструментом сбора и контроля взаимного соответствия сведений в различных документах закупок. В ЕИС включаются документы по планированию и реализации закупок, а также иные сведения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. В ЕИС вносятся все реестры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. Могут создаваться региональные и муниципальные информационные системы (ИС), интегрируемые с ЕИС.

Для подписания электронных документов в ЕИС предусмотрено использование усиленной неквалифицированной электронной подписи. .

Сроки и порядок ввода ЕИС в эксплуатацию устанавливает Правительство РФ. До ввода ЕИС в эксплуатацию информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте zakupki.gov.ru

Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов

Закон № 44-ФЗ устанавливает новые требования для:

  • участников закупок,
  • сообщения сведений о выгодоприобретателях
  • описания объекта закупок,
  • обоснования начальной цены контракта,
  • обеспечения заявки на участие в закупке,
  • обеспечения исполнения контракта,
  • борьбы с демпингом,
  • оценки заявок,
  • способов определения поставщика.

Требования к участникам закупок

Требования, которые Закон № 94-ФЗ предъявляет к участникам торгов, практически в неизменном виде включены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, действие которой распространяется на закупки любым способом.

Изменения касаются лишь следующих требований:

  1. Об отсутствии недоимок, теперь при расчете таких сумм не учитываются следующие суммы:
    • на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит,
    • которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
    • по которым имеется решение суда о признании уплаты этих сумм исполненной;
    • которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством.
  2. Об обязанности заказчика проверять факт отсутствия участника юридического лица, его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа – в реестре недобросовестных поставщиков.
  3. Об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. В соответствии с Законом № 44-ФЗ данное требование устанавливается к участникам закупки в обязательном порядке, а не по усмотрению заказчика, как это ранее было предусмотрено в Законе № 94-ФЗ.

Кроме того, добавлен ряд новых требований:

  1. правомочность участника закупки заключать контракт;
  2. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности, и административного наказания в виде дисквалификации.

Если заказчик обнаружит, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям - он обязан отказаться от исполнения уже заключенного контракта.

Сообщение сведений о выгодоприобретателях

Участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

  • своих выгодоприобретателей то есть физических лиц, которые напрямую или косвенно владеют более чем 10% голосующих акций либо долей, превышающей 10% в уставном капитале;
  • членов коллегиального исполнительного органа;
  • руководителя учреждения или унитарного предприятия;
  • иных органов управления юридических лиц участников закупки.

Данная обязанность участника закупки должна быть прописана в заключаемом контракте. При ее отсутствии суд может признать контракт недействительным. Информация о выгодоприобретателях должна представляться участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должно быть предусмотрено условие, об ответственности за не предоставление такой информации в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования от цены контракта. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Описание объектов госзакупок

Законом № 44-ФЗ вводятся единые требования к описанию объекта закупок, в документации о закупке, независимо от способа их осуществления.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. В описание не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования которые влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение допускается только в случае, если нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Введено требование о том, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Начальная (максимальная) цена контракта

Положения о таком обосновании действуют и применительно к цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Заказчики обязаны руководствоваться одним или несколькими из следующих методов обоснования начальной цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен. Остальные могут применяться только в определенных случаях.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную цену контракта на основании информации о рыночных ценах закупаемых идентичных товаров, работ и услуг, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг – их однородных видов.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик должен решать самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Определен только общий подход к тому, какие товары, работы и услуги признаются идентичными, а какие - однородными.

Перечислено также, какую информацию о ценах товаров, работ и услуг заказчик может использовать в целях определения начальной (максимальной) цены контракта. Это может быть информация об исполненных контрактах, либо информация о котировках на электронных площадках, а также данные государственной статистической отчетности.

Обеспечение заявок

Подробно описаны в Законе № 44-ФЗ правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. Соответствующие нормы выделены в отдельную статью 44 Закона № 44-ФЗ. Обратим внимание, что заказчик обязан теперь самостоятельно устанавливать требование к обеспечению заявок.

Размер обеспечения должен составлять от 0,5% до 5% начальной цены контракта, а при проведении аукциона с начальной ценой контракта не выше 3 млн руб. - 1%.

Допускаются два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это будет предусмотрено конкурсной документацией, участники процедур закупок смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий.

Также установлены требования к содержанию банковской гарантии и условия ее приема заказчиком в качестве обеспечения.

Если до дня рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации, не поступили денежные средства, являющиеся обеспечением заявки, то участник конкурса или аукциона признается не представившим обеспечение заявкиПри проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на счет оператора электронной площадки.

Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки . Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, протокола закрытого аукциона. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после заключения контракта;
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отмена определения поставщика;
  • отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в процедуре определения после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ заказчика от заключения контракта с победителем.

Предусмотрено также несколько оснований невозврата заказчиком обеспечения заявок Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются (при проведении электронного аукциона - перечисляются на указанный заказчиком счет), либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
  • не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
  • изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Обеспечение исполнения контракта

Вводится обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых с единственным поставщиком: для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Также определено, что положения об обеспечении исполнения контакта не применяются, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное.

Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Законом № 44-ФЗ установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5% до 30%от начальной цены контракта, если она равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10% до 30% процентов от начальной цены контракта, если она превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса.

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика, который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик может изменить и способ обеспечения исполнения контракта.

Борьба с демпингом

При проведении конкурса и аукциона предусматривается повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25% и более. В этом случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом.

Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн руб., на 25% и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).

Оценка заявок

Изменены критерии, по которым оцениваются заявки участников процедур закупок.

При проведении конкурса помимо цены контракта заказчик должен использовать еще хотя бы один из перечисленных ниже критериев:

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  • квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Такие критерии оценки, как срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в отличие от Закона № 94-ФЗ не рассматриваются.

В отношении цены контракта установлено, что значимость этого критерия не должна быть ниже значимости критерия расходов на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ. Если же государством установлены фиксированные цены на товары, работы, услуги, то заказчик вправе не использовать такие критерии.

Случаи применения иных критериев оценки заявок

Установлено два случая, когда заказчик вправе оценивать заявки по иным критериям:

  1. если проводится запрос предложений;
  2. если целью является заключение контракта, предусматривающего закупку товара или работы, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). В этом случае вместо перечисленных выше критериев, возможно установление одного критерия - стоимости жизненного цикла товара или созданного объекта.

Способы определения поставщика

Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы определения поставщиков :

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • закупка у единственного поставщика.

Как можно видеть новыми способами определения поставщиков, введенными Законом № 44-ФЗ, являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс.

Аукцион, согласно Закону № 44-ФЗ, может проходить либо в виде электронного аукциона, либо в форме закрытого аукциона. Обратим внимание, что открытый аукцион может быть проведен только в виде электронного аукциона. Проведение открытых аукционов не в электронной форме исключено.

Статья подготовлена с использованием системы КонсультантПлюс

Детально познакомиться с изменениями в системе госзакупок, а также поучаствовать в тестовом аукционе в соответствии с требованиями 44-ФЗ и заключить контракт на площадке http://RTS-tender.ru Вы сможете посетив наш семинар http://ca.gisca.ru/torgovie-ploshchadki/prakseminar.html

Инструкция участника электронных торгов (статья от 25.02.2010 г.)

Кустов Владимир Николаевич
Генеральный директор Удостоверяющего центра
Доктор технических наук, профессор

Введение – Законодательные аспекты
Основные термины и определения. Требования к участнику размещения заказа. Обязательные условия участия.

Аккредитация поставщика на ЭТП
Список документов, необходимых для аккредитации на торговых площадках. Порядок аккредитации.

Участие в электронном аукционе
Правила проведения электронных аукционов. Преимущества аукционов в электронной форме.

Подведение итогов аукциона
Определение победителя торгов на право заключения контракта.

Заключение госконтракта
Порядок заключения контракта. Ответственность за уклонение от подписания контракта.

Введение – Законодательные аспекты

Основным законом о госзакупках является ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 г. № 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД», так называемый закон о закупках.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Под государственными нуждами в законе понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.

Под муниципальными нуждами в законе понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.

В законе упоминается, что участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с Законом № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

  • «путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме»;
  • «без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах;
  • «Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов» - за исключением случаев, предусмотренных Законом № 94-ФЗ.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.

Электронный аукцион — это аукцион, при котором ценовые предложения подаются через Интернет. Каждый участник аукциона может наблюдать на веб-странице ценовые предложения конкурентов и через специальную форму подавать собственные. Особенностью аукциона является возможность многократной подачи ценовых предложений. Различают аукционы на понижение (аукционы по закупке), таковыми и являются все аукционы по госзаказу и на повышение (аукционы по продаже) цены лота. Лот — это контракт на поставку товаров или оказание услуг, характеристики которых указаны в извещении о проведении аукциона.

Победителем электронного аукциона становится участник, подавший последнее ценовое предложение до закрытия торгов.

По мнению Федеральной Антимонопльной Службы (ФАС) России в настоящий момент в Российской Федерации создается уникальная система госзакупок, не имеющая мировых аналогов. По многим вещам, прежде всего по электронным аукционам, обеспечивающим единое экономическое пространство, мы далеко шагнули вперед по сравнению с другими странами. Аналогов в мире просто нет. Сегодня опыт организации госзакупок изучается в рамках Таможенного Союза. Следует ожидать, что будет принят международный договор, который закрепит общие принципы организации госзакупок в России, Казахстане и Белоруссии. В нем электронные аукционы будут закреплены в качестве основного способа размещения госзаказа.

Заказчикам и поставщикам необходимо быть готовым к работе на единой площадке госзакупок. С 1 января на электронные аукционы перешли все 330 тыс. заказчиков страны, зарегистрировавшихся на пяти федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). Для работы им необходимо получить сертификаты ключа подписи (СКП) нового формата, выпущенные в соответствии с требованиями нового регламента работы Удостоверяющего центра (УЦ). Старые СКП потеряли свою легитимность с 1января 2011 года. Без СКП, необходимого элемента для выработки электронной цифровой подписи (ЭЦП), согласно современному законодательству и технологическим требованиям, размещать заказ нельзя. По сведениям Федерального казначейчтва на сегодняшний день для заказчиков выдано не более половины СКП. Многие заказчики оставляют получение подписи на последний момент, казначейство же предупреждает, что для выдачи документов необходимо время и те, кто не позаботится об этом заранее, могут остаться в начале года без закупок.

В соответствии с решением Правительства электронные аукционы по госзакупкам могут проводиться только на пяти специально отобранных для этого электронных торговых площадках (ЭТП), среди которых две правительственные (ОАО «Единая электронная торговая площадка» и ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»), две биржи — ММВБ и РТС и электронная площадка Сбербанка. В 2010 году на них перенесли свои закупки все федеральные заказчики, а с 1 января 2011 года к ним добавились региональные и муниципальные представители. Минэкономразвития России к настоящему моменту оценивает рынок госзакупок, который перешел на электронные площадки, в 3 трлн руб ежегодно.

По последним сообщениям источников массовой информации, в Минэкономразвития России активно готовятся предложения по снятию барьеров для входа других ЭТП на этот рынок.

Диаметрально противоположное мнение высказывается представителями ФАС России. По их мнению, появление новых игроков на рынке уменьшит число предпринимателей на площадке и уничтожит конкуренцию на торгах. К тому же в случае увеличения числа площадок будет невозможно контролировать работу на них. Это приведет фактически к их бесконтрольности и массовой легализации коррупции, когда предпринимателям будут объяснять, что их заявка не смогла пройти из-за них самих, так как «у них сервер плохо работал». Это путь к заранее «продаваемым» электронным аукционам. Поэтому как считают представители ФАС России снимать ограничения никто не будет. В ФАС России считают, что руководство страны определилось по этому вопросу, и эта определенность уже окончательная. Слухи могут ходить какие угодно, и разработки могут быть какие угодно. К реальной жизни это отношения не имеет.

Однако ЭТП, оставшиеся за бортом госзакупок, придерживаются другого мнения. Член совета директоров торгового портала «Фабрикант.ру» Алексей Захаров считает, что любая площадка, отвечающая критериям Правительства, должна иметь доступ к рынку, а операторы должны отсеиваться в конкурентной среде. Причем не важно, сколько компаний останется в итоге. «Может, в конкурентной борьбе останется одна, или их будет 20», — говорит он. Единственное препятствие к свободному доступу электронных площадок на этот рынок — коррумпированность госаппарата, который «жестко сопротивляется и просто игнорирует поручения премьера и президента», считает г-н А. Захаров.

По понятным причинам представители отобранных ЭТП не видят необходимости в отборе дополнительных операторов, так как по их мнению, даже текущая структура не заработала в полную мощность. Региональные и муниципальные заказчики присоединились к новой системе госзакупок меньше 2 месяцев назад, аукционов по ним еще не было, и попытки изменить систему, которая еще толком не начала работать, не имеют ни экономического, ни государственного смысла.

К тому же даже выбранные операторы почти не загружены. По их же сведениям система работает всего на 10% от своей мощности, поэтому разрешение свободного доступа к госзаказам — это только вопрос амбиций бизнес-структур, которые пытаются попасть на этот рынок, а не вопрос государственной эффективности.

Пересмотреть свое отношение к госзакупкам необходимо не только заказчикам, но и бизнесу, который хочет участвовать в торгах. Введение электронных аукционов потребовало от поставщиков значительно повысить свою эффективность и конкурентоспособность, иначе им приходится уходить с этого рынка. Бумажное производство кануло в прошлое. Электронные аукционы завершаются контрактами в электронном виде, и ФАС России и далее будет работать только с ними. Электронная форма заключения контрактов - это очень серьезный шаг, который потребовал профессиональной перестройки работы как заказчиков, так и предпринимателей, а также контролирующих органов и судов.

Малому бизнесу с ведением единого портала госзакупок и переходом на электронные торги региональных и муниципальных заказчиков обещают ежегодное получение госзаказов на сумму не менее 400-500 миллиардов рублей. Система госзаказа, которая вступила в силу с 1 января 2011 года, будет распределять в пользу малых предприятий минимум 400-500 миллиардов рублей в год. Уже принят закон, предусматривающий снижение предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах по госзаказу с 5% до 2% для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, ФАС России активно начнет проверять заказчиков на размещение заказов у малого бизнеса, и если сейчас всех заказчиков ведомство проверяетт вручную, то с введением единого портала и реестра контрактов это станет делать электронная система. Достаточно будет зайти на сайт и посмотреть, какие контракты и где размещаются. Кстати, все «заточенные торги» ФАС России обещает аннулировать.

Большим преимуществом реализации госзаказа посредством электронного аукциона является максимальное сокращение возможностей для заключения картельного сговора на торгах между участниками - поставщиками и заказчиками.

Любой предприниматель, обладающий ЭЦП, может принять участие в электронных торгах. Это значит, что конкуренция среди поставщиков значительно усиливается.

Кроме того 1 июля 2009г., Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), вводящие ответственность за недробление заказчиками лотов в интересах малого бизнеса в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.

В настоящее время ФАС России планирует совместно с предпринимателями до конца текущего года провести так называемые «контрольные закупки» - принять участие в электронных торгах с целью выявления недостатков и технических ошибок в работе ЭТП.

Кроме того, в настоящее время ФАС России и Минэкономразвития России разработали поправки в закон о госзаказе, отменяющие предквалификационные требования к участникам торгов, которые проводит Министерство Обороны России.

Озвучиется также идея о необходимости введения стимулирования тех заказчиков, которым удалось сэкономить бюджетные средства при проведении торгов. Например, направлять 1% от сэкономленных средств на нужды их ведомств.

В июле 2010 года вступили в силу поправки в Закон № 94-ФЗ внесенные Законом № 78-ФЗ от 05.05.2010 года:

«Статью 65 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дополнить частью 32.1 следующего содержания:

Государственные и муниципальные заказчики вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с главой 3.1 настоящего Федерального закона на электронных площадках, операторы которых определены Правительством Российской Федерации…».

Глава 3.1. Закона № 94-ФЗ подробно описывает правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме, порядок аккредитации участников размещения заказа, подачи заявок, участия в открытом аукционе и заключения контракта.

Правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме определяют обязательным использование ЭЦП при направлении документов и сведений участником размещения государственного заказа.

ЭЦП представляет собой реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе, внесеннного с момента формирования ЭЦП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП.

С технической точки зрения ЭЦП является результатом криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и специального программного обеспечения — криптопровайдера. ЭЦП уникальна, её невозможно подделать, что обеспечивается колоссальным, недоступным для современых вычислительных средств объемом вычислений, необходимых для её взлома. Поэтому, при получении подписанного с помощью ЭЦП документа, получатель может быть совершенно уверен в авторстве и подлинности такого документа.

Для работы на ЭТП поставщики электронного аукциона приобретают ЭЦП в УЦ, прошедшем процедуру авторизации у любого из Операторов ЭТП. ЭЦП выпускаются для всех сотрудников, уполномоченных на осуществление действий по регистрации, участию в аукционах в электронной форме и подписанию государственного контракта. Уполномоченные сотрудники могут иметь присвоенные им роли (которые обязательно должны быть указаны в СКП) и, соответственно, обладать следующими полномочиями:

  • Администратор организации:
    • управление учетными записями уполномоченных специалистов Участника и их полномочиями;
    • направление поручений на возврат средств с обеспечительного счета;
    • внесение изменений в сведения об организации Участника;
    • просмотр реестра пользователей Участника;
    • просмотр реестра заявок на регистрацию пользователей, поданных из открытой части пользователями;
    • просмотр реквизитов заявок на регистрацию пользователей;
    • утверждение заявок на регистрацию пользователей;
    • отклонение заявок на регистрацию пользователей;
    • блокировка пользователей;
    • возобновление работы пользователей;
    • регистрация пользователей без ЭЦП;
    • подача жалоб в контролирующий орган;
  • Уполномоченный специалист:
    • направление поручений на возврат средств с обеспечительного счета;
    • подготовка и направление заявок на участие в электронных аукционах;
    • внесение изменений в данные о собственной учетной записи;
    • подготовка и направление запросов на разъяснение положений аукционной документации, итогов аукциона;
    • подача ценовых предложений;
    • подача жалоб в контролирующий орган;
    • подготовка госконтракта;
  • Специалист с правом подписи контракта:
    • внесение изменений в данные о собственной учетной записи;
    • подготовка и направление запросов на разъяснение положений аукционной документации, итогов аукциона;
    • подписание и направление госконтракта;
    • подача жалоб в контролирующий орган;
    • подписание дополнительных соглашений.

Для корректной работы помимо ЭЦП поставщику необходимо установить на компьютер специальное программное обеспечение — криптопровайдер, который так же можно приобрести в УЦ. На всех ЭТП используется программное обеспечение, производимое ООО «КриптоПро» («CryptoPro CSP» версии 3.0 и выше). На ЭТП ОАО «Единая электронная торговая площадка», кроме КриптоПро предлагается использовать криптопровайдер производства ООО «Лисси» («Lissi CSP» по сведениям из отдельных источников сертификация данного криптопровайдера в испытательной лаборатории ФСБ до сих пор не закончена.). "Lissi-CSP" и "КриптоПро CSP" не совместимы между собой, поэтому наличие двух таких криптопровайдеров на одной системе недопустимо. Для соблюдения этого условия один из них необходимо удалить. ЭТП ООО «РТС-тендер» под криптопровайдером «Lissi CSP» в настоящее время не работает. Проблема известна, и технические специалисты ЭТП занимаются ее решением. Для обеспечения дополнительных мер безопасности на ЭТП ММВБ «Госзакупки» используется протокол TLS в режиме двусторонней аутентификации. Протокол TLS (англ. Transport Layer Security) — криптографический протокол, обеспечивающий защищённую передачу данных между узлами в сети Интернет. Протокол TLS предоставляет возможности одно- и двусторонней аутентификации, а также безопасной передачи данных через Интернет с использованием криптографических средств. Для взаимной аутентификации каждая из сторон должна поддерживать инфраструктуру открытого ключа - PKI (то есть иметь сертификаты открытого ключа), которая позволяет защитить клиент-серверные приложения от перехвата сообщений, редактирования существующих сообщений и создания поддельных. При регистрации на ЭТП ММВБ была обнаружена проблема с криптопровайдером Lissi. Если следовать инструкциям на сайте, то проверка TLS (HTTPS) пишет "не настроен", что решается, если в настройках браузера убрать галочки SSL 2.0 и SSL 3.0.

После установки криптопровайдера необходимо вставить в компьютер ключевой носитель, после чего появляется возможность подписания документов.

Аккредитация поставщика на ЭТП

Для обеспечения доступа к участию в аукционах поставщику необходимо на сайте ЭТП заполнить соответствующую заявку, подписать ее электронной цифровой подписью и направить на рассмотрение оператору ЭТП. Вопрос о подтверждении или отказе в аккредитации решается оператором площадки в регламентированный срок – 5 дней.

Перед аккредитацией рекомендуется пройти проверку ЭЦП. На ЭТП Сбербанк-АСТ и ЭТП Единая Электронная торговая площадка, реализованы возможности проверки ЭЦП еще до выполнения процедуры регистрации. ЭТП ММВБ помимо проверки ЭЦП, имеет тестовую страницу, при запуске которой пользователь легко может определить, что не установлено и не настроено для работы на торговой площадке. Сайты ЭТП, ООО «РТС-ТЕНДЕР» предоставляют возможность участия в тестовых торгах.

Список документов, необходимых для аккредитации на торговых площадках:

  1. Копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), копия выписки из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением на аккредитацию, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц).
  2. Копия учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).
  3. Копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа – юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа – юридического лица без доверенности для получения аккредитации (далее руководитель). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также должна представляться доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенная печатью такого участника размещения заказа и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающая полномочия этого лица.
  4. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо (не руководитель), также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме, (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем или уполномоченным им лицом.
  5. Решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица.

Максимальный размер одного прикрепляемого файла не должен превышать 12 Мб, используются следующие форматы: .doc, .docx, .pdf, .txt, .rtf, .zip, .rar, .7z, .jpg, .gif, .png. Все документы должны быть хорошо читаемы.

Прикрепив все документы, необходимо выбрать сертификат для подписи, и отправить анкету и документы оператору торговой площадки. После отправки заявки на аккредитацию необходимо подтвердить адрес электронной почты, только после этого подтверждения заявка будет рассмотрена оператором. Участник будет уведомлен о результатах рассмотрения в течение пяти дней. Уведомление о результатах рассмотрения аккредитации будет прислано как на адрес электронной почты, указанный при заполнении анкеты, так и в закрытую зону (веб-часть либо программу АРМ Поставщика). При отказе в аккредитации в письме обязательно будет указана причина.

После получения сообщения о получении аккредитации, для участия в электронных аукционах поставщик должен перечислить соответствующие денежные средства на счет электронной площадки. Данные средства будут служить в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах. Реквизиты счета для перечисления денежных средств указываются в письме о подтверждении аккредитации.

Участие в электронном аукционе

Открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении аукциона, а время начала устанавливается Оператором торговой площадки.

Заявка на участие в электронном аукционе подается единовременно в форме двух частей:

  • первая содержит только согласие поставщика на выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе, а также сведения о технических характеристиках товара;
  • вторая часть заявки на участие в аукционе содержит документы и сведения, предусмотренные документацией об аукционе.

При подаче заявки автоматически выбираются имеющиеся в Реестре Участников данные, поэтому они должны быть актуальны на дату окончания срока подачи заявок. Каждая часть заявки должна быть подписана ЭЦП (как получить ЭЦП).

После регистрации заявки на участие в электронном аукционе, Оператор направляет уведомления по электронной почте и в личный кабинет, где указан номер извещения электронного аукциона, регистрационный номер заявки, дата и время получения заявки, дата и время проведения электронного аукциона. В течение часа проверяется наличие необходимой суммы, и эта сумма блокируется на счете для обеспечения заявки. Если таковая сумма отсутствует или выявлены иные нарушения условий подачи заявки, Оператор отправляет уведомление о возврате такой заявки с указанием причины.

С момента времени начала проведения аукциона осуществляется подача ценовых предложений. Номер участника присваивается при регистрации его заявки на участие в электронном аукционе и является анонимным.

Участники открытого аукциона подают предложения ниже текущего минимального предложения. Время, оставшееся до окончания подачи ценовых предложений, составляет десять минут с момента приема последнего предложения. Каждое ценовое предложение подписывается ЭЦП.

В течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона начинается «борьба за второе место». Поставщики подают предложения о цене контракта независимо от «шага аукциона», но не ниже, чем последнее предложение минимальной цены контракта – цены победителя. Выигрывает тот, кто ранее других подает наименьшее ценовое предложение.

Заказчик рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в течение шести дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Если начальная цена контракта не превышает три миллиона рублей, срок рассмотрения вторых частей заявок не может превышать четыре дня со дня размещения протокола.

Контракт заключается с победителем электронного аукциона или иным Участником электронного аукциона при уклонении победителя и подписывается в электронной форме с применением ЭЦП. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта Участник электронного аукциона направляет Оператору площадки, подписанную ЭЦП карточку проекта контракта.

По истечении десяти дней со дня размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Заказчик должен подписать проект контракта.

Так же Заказчик имеет право установить требование обеспечения исполнения государственного контракта для победителя электронного аукциона, с которым заключается государственный контракт. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены контракта. Если начальная цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% от начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, ЭТП предоставляют поставщикам следующие основные преимущества:

  1. Минимум документов: вы аккредитуетесь в системе один раз и в дальнейшем для участия в торгах просто подаете заявку через Интернет. Нет необходимости собирать документы для участия в каждом аукционе.
  2. Многократная подача ценовых предложений: вы видите в реальном времени все ценовые предложения конкурентов, и у вас в любой момент есть возможность предложить цену, более привлекательную для госзаказчика.
  3. Честная конкуренция: работа системы полностью прозрачна для участников, ни госзаказчик, ни организатор торгов не может как-либо повлиять на результаты после начала торгов и обеспечить победу «своему» поставщику. Также исключаются неценовые методы конкуренции поставщиков. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену за тот же товар.
  4. Ответственность участников: благодаря использованию ЭЦП, извещение заказчика и ценовые предложения поставщиков имеют юридическую силу. Это значит, что в одностороннем порядке отказаться от заключения госконтракта по результатам торгов нельзя. Это защищает поставщиков от недобросовестности госзаказчиков и от конкурентов, подающих необоснованно низкие ценовые предложения.
  5. Бесплатное участие: все услуги системы оплачивает заказчик, поставщики не платят ни за регистрацию в системе, ни за участие в торгах. Единственное, что от вас требуется, — наличие ЭЦП (как получить ЭЦП).

Защита средств участников

Согласно регламентам, предложенным Минэкономразвития России и ФАС России, оператор ЭТП не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на аналитических счетах участников госзаказа.

В свою очередь, участник размещения заказа вправе распоряжаться свободными денежными средствами, которые находятся на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме.

Вместе с тем, оператор обязан обеспечить конфиденциальность всего процесса открытия и ведения счетов участников в аналитическом учете, и кроме того, связанного с этим документооборота, в том числе при взаимодействии с кредитной организацией.

Подведение итогов аукциона

Открытый аукцион в электронной форме считается завершенным, если в течение 10 минут после последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения о более низкой цене контракта.

Если в процессе проведения аукциона были сделаны предложения с одинаковыми ценами контракта, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее.

Если в течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта, аукцион признается несостоявшимся.

В течение 30 минут после окончания открытого аукциона оператором электронной площадки выкладывается протокол.

«В протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона и ранжированные по мере убывания (в случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи, - по мере возрастания) с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые поданы участниками открытого аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений» - Закон №94-ФЗ, статья 41.10., п.19.

Победитель определяется после проверки аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документов, содержащихся в реестре участников размещения заказа на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Рассмотрение указанных заявок на участие в открытом аукционе начинается с заявки участника, предложившего наиболее низкую цену контракта и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в открытом аукционе в соответствии с протоколом.

По результатам отбора заявок, соответствующих требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (если заявок больше пяти - определяются первые пять) оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.

Победителем открытого аукциона в электронной форме признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. С победившим участником заключается контракт. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.

В случае если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, с подавшим заявку участником заключается контракт. Контракт заключается по минимальной цене контракта, предложенной единственным участником открытого аукциона. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.

Заключение госконтракта

В законе о закупках упоминается, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт может быть заключен:

  1. С победителем торгов
  2. С иным участником, в случаях когда:
    • подана единственная заявка;
    • подано единственное ценовое предложение;
    • соответствует единственная вторая часть заявки;
    • участник не отказался от заключения контракта.

Порядок заключения контракта:

  1. Заказчик в течение 4 дней направляет оператору ЭТП проект контракта.
  2. Оператор в течение 1 часа с момента получения проекта направляет проект контракта участнику размещения заказа.
  3. Участник в течение 6 дней со дня получения проекта подписывает и направляет проект контракта и документ об обеспечении контракта оператору.
  4. Оператор по истечении 10 дней со дня размещения протокола направляет подписанные участником размещения заказа проект контракта и документ об обеспечении контракта заказчику.
  5. Заказчик в течение 3 дней со дня получения проекта контракта и документа об обеспечении контракта, подписанных участником, подписывает и направляет контракт оператору.
  6. Оператор в течение 1 часа с момента получения контракта перенаправляет контракт Участнику.

Заказчик вправе заключить контракт с участником, предложившим такую же цену как победитель или по следующей лучшей цене контракта со следующим участником аукциона.

При уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме или иного участника открытого аукциона, от заключения контракта, контракт обязаны заключить:

  1. Участники открытого аукциона, заявки на участие в открытом аукционе которых получили первые три порядковых номера в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона.
  2. Иные участники открытого аукциона, не отозвавшие заявок на участие в открытом аукционе к моменту направления такому участнику открытого аукциона проекта контракта.

Если все участники уклоняются от заключения контракта – то аукцион признается несостоявшимся.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

 Да
 Нет

   Refresh Captcha  
 

* Если вы не нашли ответа на свой вопрос, вы можете его задать заполнив форму обратной связи.

   Refresh Captcha  
 
 

Электронные торги
Документооборот
Отчетность
Росалкогольрегулирование декларирование

LiveZilla Live Help